Чем путинская Россия так похожа на СССР?

389352e3

Путин Давление на независимые СМИ, бойкот телеканала «Дождь», притеснение «неприемлемого» искусства, запрет «Голоса Америки» — все это напоминает советскую эру.

Путин продолжает позорную традицию посягательств на право россиян писать и говорить свободно. The Guardian публикует статьи Дмитрия Киселева, руководителя агентства «Россия сегодня», и Тихона Дзядко, заместителя главного редактора «Дождя».

«В четверг американское посольство выступило с необычайно резкой и публичной критикой России за прекращение трансляции радиостанции «Голос Америки» в Москве, что было названо составной частью усилий по ограничению независимых СМИ», — передает корреспондент The Washington Post Кэти Лэлли.

«Голос Америки», финансируемый Конгрессом США, был вынужден прекратить вещание в конце марта, после того как Дмитрий Киселев, глава информагентства «Россия сегодня», написал лаконичный отказ продлить радиостанции лицензию: «Мы не собираемся сотрудничать».

«Голос Америки» планирует продолжать вещание в цифровом формате и через спутник. «В 2012 году другая финансируемая США радиостанция, «Радио Свобода», была лишена лицензии на вещание в диапазоне AM. Сейчас она также ведет трансляцию через спутник и в интернете», — отмечает Кэти Лэлли.

Джефф Шелл, председатель американского Совета управляющих по вопросам вещания, отметил, что Russia Today ведет вещание в США без ограничений. «Мы просим о равных «правилах игры», — заявил он.

«В 1958 году MI-6 переправила в штаб-квартиру ЦРУ пакет, содержащий литературную атомную бомбу — полную фотокопию великого романа Пастернака «Доктор Живаго», — пишет Бен Макинтайр в The Times. Так началась одна из самых необычных секретных пропагандистских кампаний эры холодной войны, в которой ЦРУ действовало как подпольное издательство, печатая тысячи экземпляров «Доктора Живаго» на русском языке.

«ЦРУ (обычно не самая библиофильская организация), редко делает что-то случайно, и уж точно неслучайно США решили обнародовать документы об этой истории на фоне разрастания новой холодной войны. Вновь в России появился правитель, стремящийся подавлять все, что он не одобряет, и наставляя россиян в том, что им следует читать», — пишет автор публикации.

Сегодня роман Пастернака можно купить в каждом российском книжном магазине, но более современные формы свободы выражения находятся под ударом, продолжает Макинтайр. В феврале, в 124-летнюю годовщину со дня рождения Пастернака, было опубликовано открытое письмо за подписью 51 российского писателя, в котором осуждалось ограничение конституционных прав россиян, «прежде всего, ограничение свободы слова и права на распространение и получение информации».

Усиление давления на независимые СМИ, недавний бойкот телеканала «Дождь» и притеснение искусства, считающегося неприемлемым властями, — все это напоминает советскую эпоху, отмечает Макинтайр. Во время подготовки к выборам в 2012 году Путин даже составил список 100 книг, которые должен прочитать каждый выпускник школы.

«России еще движется к тому моменту, когда книги будут запрещаться или, напротив, распространяться в зависимости от того, критикуют они государство или поддерживают его, но Путин продолжает давнюю и позорную традицию посягательств на право россиян писать и говорить свободно, восходящую через коммунистическую эпоху ко временам царей», — заключает журналист.

The Guardian публикует статьи известных российских журналистов — Дмитрия Киселева (руководителя новостного агентства «Россия сегодня») и Тихона Дзядко (заместителя главного редактора телеканала «Дождь»). Корреспондент издания Шон Уокер озаглавил материал, где цитируются обе статьи, так: «После украинского кризиса свобода российской прессы оказалась в фокусе внимания. «Защитники свободной прессы давно жалуются на скрытые — а иногда не столь скрытые — кремлевские гонения на российские СМИ», — напоминает Уокер. Кремль возражает, что в России все еще возможны серьезные дебаты.

Статья Дмитрия Киселева, написанная специально для The Guardian, озаглавлена «В сфере свободы прессы Россия и Запад меняются местами». «Теперь мы в России извлекаем все преимущества из свободы слова, в то время как на Западе политкорректность, или политическая целесообразность во имя безопасности, сделались аргументами против свободы слова», — пишет Киселев (цитаты приведены в обратном переводе с английского. — Прим.ред.).

В качестве примеров свободы слова Киселев ссылается на несколько высказываний Ксении Лариной, Виктора Ерофеева и Евгении Альбац, после чего заявляет: «Но эти люди и другие ультра-либералы продолжают работать в России без каких-либо правительственных ограничений их свободы слова».

«Российские журналисты вольны затрагивать в своих материалах трудные вопросы, не опасаясь правительственных санкций», — продолжает Киселев. Он приводит пример такого вопроса: в России, в отличие от Великобритании и США, гомосексуалистам не запрещено донорство крови или органов. Российские журналисты вольны высказываться как по этому вопросу, так и по любым другим. «В России нет правительственных санкций, которые ограничивали бы свободу слова или свободу передвижения», — пишет Киселев.

Между тем ЕС 21 марта ввел санкции против Киселева и ряда других российских граждан.

«Чиновники ЕС назвали меня «главный пропагандист Путина». Это их мнение, и я уважаю их право его выражать», — пишет Киселев. Но как санкции ЕС совместимы со свободой слова? — вопрошает он. Может быть, на Западе происходит революция, измена былым западным ценностям?

«Вот почему я говорю, что Россия и Запад меняются местами», — пишет Киселев. Он не может вообразить, чтобы Россия приняла санкции в отношении западных журналистов. «Наложив на меня санкции, ЕС наложил санкции на свободу слова. Эта позорная страница войдет в европейскую историю во многом точно так же, как дело Дрейфуса», — заключает Киселев.

Он заверяет: в наше время «санкциями невозможно ограничить свободу слова, даже если вы называете ее пропагандой».

Статья Тихона Дзядко опубликована в The Guardian на русском языке, а также в переводе на английский. Русскоязычная версия называется «Владимиру Путину не нужны независимые СМИ: Как поставить под угрозу существование независимого телевидения за несколько недель — инструкция от российских властей», англоязычная —

«Триумф воли: война Путина против последнего независимого телеканала в России». Чтобы достичь успеха на войне против российских независимых СМИ, Путину «даже не потребовалось вводить войска: для этого в современной России есть другие инструменты», — пишет Дзядко (цитаты в кавычках взяты из русскоязычной версии. — Прим.ред.). Тому пример — судьба «Дождя».

Всего за четыре года «Дождь» «стал одним из главных информационных ресурсов России», сообщает Дзядко, поясняя, что секрет успеха — возвращение того, что «исчезло с российского телевидения за последние 15 лет». Канал брал интервью как у оппозиционеров, так и у представителей власти, причем последние отвечали на острые и неудобные вопросы, которых государственные СМИ не задают. Аудитория росла с каждым месяцем.

Однако в январе, после пресловутого опроса о блокаде Ленинграда, «Дождь» был исключен практически из всех пакетов кабельного и спутникового вещания, причем операторы негласно сообщали, что на них надавил Кремль. Были также проверки налоговой и трудовой инспекции, собственник помещения решил не продлевать договор аренды, ушли рекламодатели.

«Из успешного бизнеса «Дождь» превратился в проект, который находится на грани выживания и существует только на средства, которые ему перечисляют его зрители», — пишет Дзядко. По его словам, судьба канала решается «лишь в одном месте — как и все остальное в России».

«В понимании современного российского руководства основной целью существования СМИ должна быть пропаганда», — пишет автор. В этой конструкции нет места независимым СМИ, так как они задают неудобные вопросы, подчеркивает Тихон Дзядко.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *