Что такое люстрация в Украине?

389352e3

люстрация Что может означать это страшное слово на практике.

Просто диву даешься, как ловко слово «люстрация» проникло в наш повседневный обиход. Никто, правда, толком не знает, что это такое, но всегда готов «люстрировать соседа по самые помидоры».   
Объясняем: люстрация — это запрет скомпрометировавшим себя чиновникам (по разным критериям) занимать государственные должности.
Но как это сейчас происходит в Украине? Очень просто: позвал каких-нибудь в камуфляжной форме с бейсбольными битами, зашли в кабинет к чиновнику, поставили на колени, заставили написать заявление об уходе. Короче, беспредел. Пиратская версия. Но как должна выглядеть классическая люстрация? Чтобы это выяснить, корреспондент отправился на заседание круглого стола Люстрационного комитета, созданного при Верховной Раде. Там в качестве экспертов пригласили иностранных коллег.
Первый докладчик из Эстонии.   — Когда в 1989 году у нас поменялась власть, люстрации подверглись все чиновники, которые были на руководящих постах в Коммунистической партии. А также чекисты, их осведомители, агенты, — говорит директор Центра европейских инициатив Евгений Кристофановович. — Все эти люди лишились права работать в государственных органах. Срок запрета — до десяти лет.   
Иностранцы кивают. Они согласны. Их доклады похожи. Как выяснилось, во всех странах, где проводилась люстрация, был только один критерий — идеологический. Убирали строго чекистов и коммунистов. Основание для зачистки — рассекреченные архивы КГБ.      
— Если говорить об Украине, то коммунисты уже не столь актуальны. Вы упустили момент для люстрации в 1991 году, — рассуждает во время перерыва вице-президент Польской ассоциации журналистов Агнешка Ромашевська. — Но вот бывшие сотрудники КГБ, ставшие пророссийскими агентами, — актуальны.Думаю, ваши специалисты должны уделить этому большое внимание.       
Был чиновником — значит, виноват   
Наши, как выяснилось, мало кого обошли вниманием. Иностранцы даже малость обалдели, когда наши «огласили весь список».   — Все, кто был членом Кабинета министров в период с 2010 по 2014 год и членом Конституционного суда, — перечисляет член рабочей группы Комитета Татьяна Козаченко.  
А дальше понеслось. Убирают всех руководителей государственных структур. В каждой сфере и на любом уровне. Управления, департаменты и так далее. Вслед за руководителем уходят первые замы. Та же история и по милиции. Чистят не только Главное управление, но и районные.  
— Но почему? — не выдержал кто-то в зале.   
— Они занимали свой пост в период правления Януковича, — терпеливо напоминают авторы законопроекта.   — Это преступный режим? — от растерянности поляки вспомнили русский. — Вы приняли такой закон?   Нет, не приняли. Но, мол, какая разница…
Иностранцы напряглись. Спрашивают: может, чиновники состояли в Партии регионов? И в Украине запретили Партию регионов, как в некоторых странах Коммунистическую? Тоже нет.    — Не разумеем, — трет виски Агнешка Ромашевська. — Получается, вы увольняете чиновника за то, что он был чиновником? И тем виноват?    Ну да. Разве не здорово придумано? Иностранцы многозначительно переглянулись. И осторожно так говорят, мол, это нечто новое… Европейский суд может быть против.  
— Но вы и нас поймите, — взяла слово автор одного из проектов Татьяна Козаченко. — Комитет не может заниматься расследованием — это слишком долго. Страна требует быстрого очищения. Давайте смотреть шире: тот факт, что человек должен уйти на пенсию в 65 лет, — это нарушение прав человека? Нет, просто так решило государство. Так и в этом случае. Люстрация является вынужденным политическим шагом.   
Такие законы не пройдут  
Комитет готов на этот шаг, но Верховная Рада… Ведь если люстрировать массово, то резко опустеют ряды многих политических сил, которые сейчас реально влияют на власть. Например, те же Петр Порошенко и Юлия Тимошенко. Если же применять люстрацию к узкому кругу лиц, какой в ней смысл?  
— Если хотя бы за один из проектов проголосует Верховная Рада, я буду удивлен и счастлив, — признался под конец глава комитета Егор Соболев.   
Ох, чувствуется — не видать ему счастья. Народ пичкали люстрацией как панацеей. Но, похоже, при таком подходе она так и останется всего лишь мифической страшилкой, которой пугают начальников жэков. Впрочем, на клички коровам она тоже сгодится…   
ТРИ НАИВНЫХ ВОПРОСА О ЧИСТКЕ РЯДОВ  
1. Кто выносит вердикт   В большинстве стран, где прошла люстрация, это делал специальный комитет или служба. Обжаловать решение можно было через суд. У нас планируют ввести такую же систему.  
2. Насколько это эффективно   По опыту других стран — что касается коммунистов, все прошло на ура — доказательная база лежала на поверхности. А вот с чекистами сложнее. В Эстонии, Литве, Польше они успели вывезти часть архивов. И суды принимали решения в пользу обвиняемых «за недостаточностью улик».  
3. На какой срок   У нас в зависимости от тяжести вины предлагают отлучать от должности от 3 до 10 лет. Это отвечает мировому опыту.  
КОМПЕТЕНТНО        Юрист, член рабочей группы Люстрационного комитета при ВР Сергей ПОСТИВОЙ:  
— На самом деле ни один из проектов не отвечает в полной мере Конституции. Более того, даже в тех странах, где была проведена люстрация, к законам масса юридических вопросов. Люстрация — это в первую очередь вопрос политической воли. На определенные моменты закрывают глаза. В оправдание процедуры можно сказать: те, кто люстрирован, имеет право претендовать на выборные должности. Даже быть народными депутатами. Если у человека хорошая репутация, у него есть шанс вернуться в политику.   
Рабочая группа при Комитете написала несколько законов.
Наиболее любопытные: 
  Основной   
Предлагает уволить:   1. Всех, кто занимал руководящие посты в компартии до 1991 года;    2. Всех, кто с 2010 по 2014 год занимал руководящие посты в госструктурах, МВД, прокуратуре.   3. Всех, кто давал разрешение на проведение следственных действий против активистов Майдана.   
Минусы: идет вразрез с целым рядом статей Конституции. Не отвечает принципам справедливости (странно увольнять человека «за компанию», не интересуясь его особой).    Плюсы: простой в исполнении. Гарантирует реальную чистку власти.  
Кто пострадает: Петр Порошенко — в 2012 году был министром экономического развития и торговли Украины.    
Экономический   Увольнять только коррупционеров   — За основу взят румынский опыт 2007 года, — говорит один из авторов, член Ассоциации юристов Украины Леонид Антоненко.
— Там определяют коррупционеров по косвенным признакам. Все заполняют декларации, а потом инспекторы комитета проверяет их на достоверность.    Сравнивает доходы и реальный уровень жизни. С учетом последнего инспектора наделены правом инспектировать дома политиков. Отговорки из серии «мне подарили» или «разрешили пожить» не проходят. Выясняют, кто подарил и зачем? Ведь это тоже вид коррупции. И основания для люстрации.   
Минусы: труден в реализации. С учетом разнообразия схем по отмыванию денег коррупцию «по косвенным признакам» доказать в суде проблемно. Плюс невозможно охватить широкий круг чиновников.    Плюсы: наказываются действительно виновные, бьет по самому больному месту чиновников — усложняет жизнь.  
Кто пострадает: очень многие. Например, та же Юлия Тимошенко. Официально она обитает то в одном шикарном особняке, то в другом. И везде «пустили пожить за спасибо».   
Сборная солянка     
Увольнять и по идеологическим мотивам (пересекается в этом плане с «основным»), и по экономическим (в упрощенном варианте). Здесь за коррупцию предлагают карать, если государственному или местному бюджету нанесен ущерб более чем на 1 миллион гривен.   
Минусы и плюсы: практически аналогичны двум первым законам.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *