Как привить ребенку любовь к чтению и книгам
Умение читать – обязательный базовый навык современного общества. Чтение полезно во всех отношениях: интеллектуальном, эмоциональном, психологическом. Для взрослого человека умение читать – навык глубоко привычный, и мы не задумываемся над тем, как мы читаем, и сегодня не может быть такого, что человек не умеет читать. В современном обществе невозможно существование в принципе без этого навыка, но вот отношение к чтению, любовь или не любовь к книгам формируется в детстве, причем не без участия родителей и педагогов.
Конечно, любовь к чтению привить можно. И пусть есть дети, а в будущем и взрослые, которые предпочтут активный отдых книге, но родитель должен привить уважение к книгам и открыть этот мир, хотя бы как альтернативу. Вот несколько рекомендаций от центра развития и образования Элитора.
Будет ли читать егоза?
При приучении к чтению (как и при любой другой деятельности с детьми) темперамент ребенка играет большую роль. Конечно, спокойный ребенок, близкий к типу флегматика или даже склонный к меланхолии, скорее всего сам полюбит книги за уединение, ощущение спокойствия, которое дает чтение. Если же дитя очень активное и не может усидеть на месте, любит прыгать и бегать, не стоит ожидать, что в плане книг будет что-то иначе.
С большей вероятностью и во взрослой жизни активность ребенка сохранится, и он не сможет так относиться к книгам, как домосед и тихоня, засиживающийся за новой книжкой. Родителям в таком случае надо принять своего ребенка таким, какой он есть, ни в коем случае не давить и не настаивать. Если такой малыш через какое-то время бросил книжку (может показаться, что на самом интересном месте), то до чуть ли не 10-ти летнего возраста это нормально, и не стоит его ругать. Оставьте ее на том же месте – когда он наиграется, то прибежит обратно и сам дочитает.
Надо захотеть…
Интерес – это ключ к обучению и воспитанию ваших детей. Не исключение и вопрос чтения. Каждый родитель знает, что лучше всего дети делают то, что хотят. Замотивированный ребенок, преследующий свои личные цели, будет делать все возможное и с большим энтузиазмом, чем малыш, которого заставили силой. Наличие цели раскрывает потенциал и включает скрытые внутренние ресурсы для ее достижения в максимально короткие сроки.
Конечно, родители знают, что нет ничего надежного в воспитании, чем личный пример родителя. Если ребенок видит вас с книжкой – это 50-90% успеха.
Кроме того, хорошей мотивацией будет поиск ответов в книгах. Когда ребенок не знает что-то и очень хочет узнать, мама спросит: «А кто может нам помочь?» и на помощь придет книга с ответом на волнующий вопрос.
Выбор книги – серьезное дело!
Выбор книги – немаловажный аспект. Ваш малыш – это отдельный мир, со своими интересами и желаниями, и во многих вопросах с уже устоявшимися вкусами. И книга должна подходить к этим вкусам, а не только по возрасту. Можно отталкиваться от стереотипов, что мальчики любят приключения, а девочки – спокойные книги про отношения и чувства. Но лучше спросить у самого ребенка, смотреть на его реакцию, спрашивать, что нравится, а что нет, и ни в коем случае не заставлять маленького ребенка читать (слушать) то, что ему не нравится. Это может пагубно отразиться на дальнейших попытках приучить его читать.
При выборе книги стоит также учесть, как ваш ребенок предпочитает получать информацию: слышать, видеть или трогать. Аудиал будет просить читать вас и будет слушать сказки в записи. Кроме того, такие дети любят читать вслух, делают это с удовольствием, и дольше, чем другие, учатся читать про себя. Визуалу нужны большие и красочные картинки. Минимум слов и больше изображений – так они лучше всего будут воспринимать сказки. Для кинестетика немаловажна сама книга: переплет, как сделана обложка, какая бумага у книги и как она пахнет. Учитывая данные типы, найти подход к ребенку будет проще.
Но чтобы у ребенка чтение книги стало его деятельностью, у него должна появиться своя детская цель. А основная деятельность у детей – это игра.
Книга в игре
Можно ли играть с книгами? Педагоги уверяют – просто необходимо! Введите вашего малыша в такую игровую ситуацию, в которой книга станет главным героем. Например, она пришла в гости к вам рассказать сказку или интересную историю. Кроме этого, можно использовать главного героя, ввести его в игру как живого персонажа: «К нам в гости пришел принц. Он ищет свою принцессу. А папа отправил его стрелять из лука» и т.п.
К уже привычным игрушкам (куклы, цветные кубики, конструктор Лего) добавьте книгу и приучайте ребенка к ней.
Вот пример игры для детей 3-4 лет. Задача взрослого здесь – замотивировать ребенка на включение в игровую ситуацию.
– Ты любишь ходить в гости?
Ребенок дает ответы и рассказывает к кому он любит ходить в гости. Взрослый говорит ребенку, что нас пригласили в гости цветные человечки (или зайчик, мишка и др.), у которых есть свои любимые книжки (или которые очень любят читать книжки) или которые хотят нам рассказать интересную историю или сказку.
– Ты хочешь пойти в гости?
Ребенок в большинстве случаев с удовольствием собирается пойти в гости незамедлительно и говорит «да, хочу». В домике медвежонок хочет нас познакомить со своей любимой книжкой. Ведется свободный диалог между гостями, и мишка рассказывает, как ему друг дал почитать сказку, и она стала для него любимой.
Далее можно почитать книгу вместе, а после чтения поиграть в прочитанную сказку: вытягивать Репку, разговаривать с лягушкой-принцессой или поговорить с Карлсоном (конечно, используя варенье).
Метод для любопытных
Существует один практический способ, как привить ребенку любовь к книге. Он доступен для родителей, когда ребенок уже умеет читать хорошо, но, например, ленится и не хочет напрягаться. Вы читаете сказку ребенку практически до самого конца и останавливаетесь на самом интересном месте. Далее, используя любое взрослое дело, уходите, оставляя книжку и сгорающего от любопытства дитя. Скорее всего, он сам возьмет книгу и дочитает оставшийся кусок.
В заключение
Когда ребенок пойдет в школу он, несомненно, будет уметь читать. А вот будет ли он любить читать – зависит от того, все ли правильно сделали родители. При обучении чтению учитывайте темперамент ребенка и примите, что если у вас активный непоседа, любитель бегать и прыгать, он не будет так же много читать, как тихоня и спокойный малыш.
Выбирайте для ребенка интересную именно ему книгу. Тогда в будущем он будет знать о том, что в книгах можно найти что-то для себя и полюбит чтение. И также, как и в любом другом вопросе воспитания, ни в коем случае не давите на ребенка, не заставляйте его, а ищите обходные пути, слушайте малыша.