Мобилизованные в армию останутся без зарплат и пенсий
Несмотря на высокий боевой дух, многих из мобилизованных с каждым днем все сильнее тревожит вопрос о выплатах.
Солдаты и офицеры «первой волны» отмечаюрт: принятый 27 марта закон о социальных гарантиях мобилизованным их не касается. Они рискуют потерять свои рабочие места и выплаты, а их семьи могут очутиться за чертой бедности. Что вдвойне несправедливо, ведь среди этих мобилизованных с лихвой хватает добровольцев.
Пока боевой дух этих людей высок. Но неразрешенные вопросы продолжают давить на рядовых и командиров. Командир взвода в одной из воинских частей Западной Украины Олег Рыбалко рассказал podrobnosti.ua о беспокоящих его подчиненных проблемах. «Меня мобилизовали 24 марта по указу и.о. президента Украины Александра Турчинова. Мои бойцы призваны с 17 по 26 марта», — рассказывает капитан Вооруженных Сил Украины теперь уже не запаса Рыбалко. «По иронии судьбы закон о социальных гарантиях для нас приняли на следующий день, а действовать он начал с 1апреля», — говорит командир.
Рыбалко отмечает: «В моем подразделении служат опытные люди, и мы понимаем, что закон обратной силы не имеет. Поэтому хотелось бы знать: какие социальные гарантии выдадут тем, кто мобилизован до соответствующего закона». Сам командир – не только военный пенсионер. На «гражданке» он руководил предприятием. И уже исходя из своего опыта он недоумевает: как будут предпринимателям возвращать затраченные на выплаты мобилизованным деньги. «Механизм возврата денег предприятиям вообще не прописан», — отмечает Рыбалко.
Уже как пенсионер Рыбалко отмечает: «На словах в пенсионном фонде говорят, что пенсию мобилизованным будут продолжать платить, но на деле нигде это не прописано». «Есть люди, которые зарабатывали 5-6 тысяч гривен. Сейчас они как контрактники получают 2-3 тысячи», — рассказывает командир о тревогах подчиненных.
Мобилизованные на отдыхе. Фото из соцсети
Те же проблемы беспокоят украинских бойцов и в других регионах. «Люди очень переживают. Им обещали зарплату контрактников, но пока не заплатили никакой», — рассказывает замкомбатареи, несущей службы на Севере Украины Дмитрий Лыховий. Как и Рыбалко его мобилизовали до закона о соцгарантиях. «Вообще, непонятно, как будет с начислениями зарплат и компенсаций. Да и многие на «гражданской работе» получали значительно большие зарплаты. Главное – закон не решает многих социальных проблем», — отмечает Лыховий.
Многие из «старых-новых» бойцов беспокоятся за родных. «Сейчас весна – дачный сезон. Мне и моим бойцам банально нужно посадить ту же картошку. Как это сделать?», — отмечает Рыбалко. У него – две дочери, одна из которых несовершеннолетняя, другая – имеет проблемы со здоровьем. «Получай я нормальную зарплату, я бы хоть человека какого-то нанял, а так – что делать?», — рассказывает он.
Впрочем, командиру еще повезло. Ему не надо думать о кредитах. «У меня в подразделении есть люди, которым по кредитам нужно выплачивать по 2 тысячи гривен в месяц. Они зарабатывают 2,5 тысячи как контрактники. Что им семье давать? 500 гривен?», — недоумевает Рыбалко. «Кредиты – один из основных вопросов, который так и не урегулировали. Люди оторваны от домов и не могут этот вопрос решить», — рассказывает и Лыховий. Podrobnosti.ua уже писали о юридических аспектах трудоустройства и кредитования мобилизованных.
Командир Рыбалко переживает за своих бойцов. «Большой вопрос и по сохранению рабочих мест. Многие переживают, что они придут со службы, поработают день-два, а потом их уволят. А на их место назначат того, кто и работал за них все это время», — рассказывает Рыбалко. Уволили и многих из сослуживцев Лыховия. «Некоторых восстановили, некоторых – обещают, но пока ничего не ясно. Психологическое напряжение растет», — резюмирует артиллерист.
Пока же боевой дух и на Севере, и на Западе высок. Учения в части у Рыбалко проходят регулярно. Обеспечение – хорошее. «Форму нам выдали. Все однотипное, новое. Живем в хороших условиях: кубриковая система. В каждой комнате – 2-5 человек. Есть своя котельная. Сделали летний душ. Раз в неделю возят в баню. Питание нормальное, разнообразное», — рассказывает Рыбалко. Стрельбы проводятся регулярно. Так же – и работа с техникой. «Нормативы мы выполняем. Начальство из гарнизона при проверке осталось довольно», — рассказывает Рыбалко. Свою роль играет и то, что мобилизованные – среднего и старшего возраста, а значит – сознательнее «срочников».
Обустройство быта. Фото из соцсети
У его «северного коллеги» ситуация несколько иная. «Нашу часть разбросали по позициям. Сейчас кто-то в лесу, а кто-то – в поле обустраивает свой быт. На позициях состав смешанных: срочники, контрактники и мобилизованные. За счет этого психологическую нагрузку удалось снизить», — рассказывает Лыховий. «С обмундированием все нормально. Кормят, правда, не очень. Сильно помогают местные жители. В первые дни мы вообще как сыр в масле катались. Но сейчас этот источник потихоньку сокращается и на помощь приходят уже родные с их передачами», — рассказывает Лыховий. Но это не в силах поколебать украинских военных. «Боевой дух – высок. Никто не собирается сдаваться или переходить на сторону противника, как это было на Востоке», — говорит замкомбатареи по работе с личным составом.
Однако неразрешенные вопросы тревожат бойцов. «Пусть нам хотя бы говорят правду. А то показывали по телевидению уже обещания, что оклады за звание увеличат в десять раз. А этого не произошло. Люди хотят определенности», — резюмирует Рыбалко.